Системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка.
( Из опыта работы учителя иностранного языка Е.Варгиной)
В основной образовательной программе общего образования указывается, что «иностранный язык
… входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Целью обучения для нас в данном случае является формирование элементарного коммуникативного знания школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме. Необходимыми сегодня становятся не только сами знания и знания о том, где их применять, но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье – результат деятельности, а деятельность – это решение поставленных задач. И поэтому в своей методике мы учителя ин.яз. используем в качестве ведущего - системно - деятельностный подход. Собственная учебная деятельность школьников - важнейшая составляющая системно-деятельностногоподхода. Но деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в учебно-познавательную деятельность.
Задача школы сегодня – не дать объем знаний, а научить учиться. Чему должен научиться
ребѐнок? Вспомним притчу о голодном путнике: «Я могу вам дать рыбу, чтобы
утолить голод», сказал мудрец. «Но лучше я научу вас еѐ ловить, и вы всегда будете
сыты». А ведь это и есть универсальные учебные действия. Именно в деятельности порождается знание (life skills). Любая деятельность начинается с постановки цели. Когда эта цель «присвоена», он может понять и сформулировать
задачу. Чтобы возник познавательный интерес, надо его столкнуть с преодолимой трудностью, т.е. создать проблемную ситуацию, чтобы решить еѐ, выполнить учебные действия, получить результат.
Я думаю, что использую на уроках именно технологию деятельностного подхода, которая включает в себя последовательность определѐнных шагов:
1 шаг. Мотивация – орг.момент урока:- Например, на уроке английского языка в 10
классе по теме “Health Care” дается задание: «Посмотрите на картинки в течение 30 секунд, попробуйте их
запомнить, затем закройте книги и запишите, какие предметы вы запомнили». Далее: Who has the best memory? Which is more difficult memorizing numbers or words? Вот мы и создали условия для внутренней
потребности включения в деятельность (хочу) и выделили содержательную область
(могу).
2 шаг. Актуализация знаний – повторение на уроке. То есть мы вспоминаем,
какие еще слова по теме «Health» дети знают.
3 шаг. Постановка учебной задачи – исследовательскийэтап: ученики - выделяют причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю): «Почему у кого-то
плохая или хорошая память?». В конце этапа выделяется тема и цель урока.
4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения и
выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками): «Как улучшить свою память?»
5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта
новым способом действия - (новый материал на уроке: “Give your personal reactions to the text using phrases:
I didn’t know that etc.”
6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи –решение типовых заданий - новым
способом с новым алгоритмом: «Can you find any similarities and differences between Dominic and Dario”
7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой: “Here are the answers.
Write the questions”, “Match the words with their definitions”
8 шаг. Включение в систему знаний и повторение – новое знание в контексте- с уже изученным – известным
знанием: “Change the words in italics using the words from the text: I’ve been learning English for three years. It has become better (improved)
9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) –
самооценка учеником-деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности: “How good is your memory? Self Assessment: pour, fair, good, excellent.
На уроках я стараюсь использовать такие алгоритмы, стратегии и тренинги скоростного чтения, письма и критического мышления как:
- Диаграмма Венна -
- Кластеры
- Ассоциации
- Пошаговая рефлексия
- Многоуровневые вопросы и т.д.
Например, на уроке «Казахстан – США – пути становления независимых государств» мы видим алгоритм
1. Диаграмма Венна – выделение общего и разного;
2. Стратегия ЗХУ;
3. Метод инсёрт – мониторинг процесса понимания;
4. Пошаговая рефлексия –стратегия воображения.
Работают ученики в группах, от каждой группы выступает спикер (стратегия, которая заставляет
ученика думать свободно и открыто); опора на образ, на наглядность; развитие
логического мышления (разгадывание кроссворда «Казахстан», песня (метод Real
релаксационно – активное преподавание и учеба) и т.д.
Безусловно, все эти технологии помогают реализовывать основные дидактические принципы обучения при системно-деятельностном подходе.